Суббота, 25.11.2017, 05:06
ДЕТОРОЖДЕНИЕ и
ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ
Приветствую Вас Гость


Главная » 2016 » Январь » 16 » ТАХТ-И-СУЛЕЙМАН (ОШ, КИРГИЗИЯ)
14:40
ТАХТ-И-СУЛЕЙМАН (ОШ, КИРГИЗИЯ)

В этой статье я расскажу о горе Тахт-и-Сулейман ("Трон Соломона", "Соломонова гора"). Находится гора возле города Ош - областного центра и столицы Юга Киргизии. Гора Тахт-и-Сулейман расположена прямо в центре Оша. Заметная отовсюду островерхая каменная глыба притягивает к себе внимание и волнует воображение, окруженная ореолом легенд. Из своих наблюдений скажу, что гора эта известна как одно из наиболее почитаемых святых мест, помогающих как в исцелении от болезней, так и в деторождении. С давних пор среди паломников, восходящих на нее были в преобладающем большинстве женщины. Именно этот факт и привлек мое внимание к этому месту и вынудил изложить ее описание...  

Почему же гора названа "Троном Соломона"? По легенде в незапамятную старину Бог наградил Сулеймана (библейского пророка Соломона) за мудрость и благочестие, подарив ему каменный трон, поднять который могли только 500 джинов. Повинуясь воле праведного царя, джины перенесли его трон на край света, в благоухающую свежестью долину с ожерельем из снежных вершин. Сулейман тотчас же захотел сделать эту благословенную землю плодородной и населенной, а потому повелел грозным духам убрать все препятствия на пути ледниковых потоков и прорубить среди скал русло бурной реки Ак-буры...

Для начала - немного истории. По данным археологических раскопок на склоне Сулейман-горы около 3000 лет назад существовало поселение. Во времена расцвета Шелкового Пути, одна из главных ветвей которого проходила из Китая через Алайский хребет в Ферганскую долину, здесь в мирном соседстве селились жрецы азиатских религий: тенгрианства, зороастризма, буддизма и манихейства. Свидетельствами этому являются многочисленные петроглифы, расшифровать которые ученым до сих пор полностью не удалось. Вот некоторые из них, похожие на древнетюркскую рунницу (такая тоже существует)).

Гора служила местом обязательного паломничества путешественников самых разных племен и народов, испрашивавших у Бога покровительства торговым караванам. А в средневековье, начиная с IХ века, Ош, уже известный в письменных источниках как крупный город, сделался одним из центров исламской религии в Средней Азии. 

Основным объектом паломничества на Тахт-и-Сулейман является так называемый Белый домик (тюрк. Ок-уй), расположенный на одной из вершин горы. Всего у горы пять вершин: Сулейман (Верблюд-гора или Трон Соломона), Шор-Тоо (Солевая гора), Рушан-Тоо (самая высокая - 1172 м), Каттама-Тоо (Слоистая гора) и Ээр-Тоо (Седло-гора). Именно постройка на первой из вершин Тахт-и-Сулейман упоминается в рассказах путешественников и преданиях. В одних случаях ее называют мазаром Сулеймана, в других - его мечетью. По наиболее распространенной версии, она обозначает место, где совершал молитву пророк Сулейман.

Первоначальная постройка, воздвигнутая на этом месте, относится к концу XV в., когда по приказу чагатаида Султан-Махмуд-хана здесь была построена худжра - небольшое молельное помещение, келья. Как указывает в своем сочинении сам Бабур, «ниже ее, на выступе горы, я тоже построил в девятьсот втором году худжру с айваном. Хотя его худжра стоит выше моей, но моя расположена много лучше: весь город и предместья расстилаются под нею». При этом постройка, сооруженная по приказу Бабура, не вынесла испытания временем и к концу XIX в. разрушилась, а верхнее строение неоднократно перестраивалось и ремонтировалось. В 1963 г. на волне атеистической пропаганды постройка была разрушена и вновь восстановлена в 1988 г.

«Белый домик» возведен над плоской известняковой плитой, с северной стороны огороженной естественным выступом скалы. В средней части плиты расположены пять искусственных лунок (четыре из них округлой формы, а одна квадратной). Согласно легендам, два из этих углублений - «следы колен Соломоновых, где он молился. Перед этими углублениями находятся три других, поменьше; это следы слез Соломоновых». Согласно другим сведениям, в этом месте совершал поклонение пророк Мухаммад, когда вся гора была поднята на небо, и ему принадлежат отпечатки рук и лба, оставшихся после совершения намаза, однако исследователь Л.А. Зимин, посетивший мазар в 1911 г., отмечает, что «ни разу никто не указывал на следы Мухаммеда, тогда как следы Сулеймана показываются на каждом шагу». 

Этот камень, вернее его поверхность, можно назвать "следовиком". Как правило, такие камни особо чтимы во всех религиях и считаются священными. Не составляет исключения и этот камень, священный для мусульман. 

В известной мне древнеславянской традиции вода, собранная из углублений камня-следовика считается целебной и помогает от многих недугов и болезней. Суть в том, что сам камень, имея кристаллическую основу (как правило содержащую в себе кварциты), является энергоинформационным проводником между человеком и Источником. Почитают не камень, а его свойства, данные ему Богом. А значит почитать следует Дух Божий, явленный как в камне, так и в его уникальных целительных для души и духа свойствах. Это же касается не только самого камня-следовика в домике Бабура, но и всей горы в целом, ее гротов и пещер, а также тех мест, с которыми соприкасается физически паломник. О них мы поведем рассказ далее...

Обряд зийарата (паломничества) на Тахт-и-Сулейман подразумевает посещение паломником нескольких культовых объектов и совершения рядом с ними них определенных действий. Как отмечали очевидцы и ранее, "к Соломоновой горе стекаются правоверные не только с кишлаков Ферганы, но и со всего Туркестана, для поклонения святыне и излечения от недугов. Одни вкладывают свои головы во впадины на вершине холма, другие скатываются с него на спине, третьи омывают свои глаза каплями воды из пещеры, чтобы только получить исцеление от болезней". По сути, все посещаемые паломниками места относятся к природным объектам и могут быть разделены на несколько категорий.

углубление для лечения рук

К первой, наиболее многочисленной, относятся углубления различных форм и размеров в самой горе. Посетивший святое место в 1896 г. художник Н. Щербина-Кромаренко описывает два углубления в скале, описывая их: "в них, говорят, Соломон опускал ноги, отдыхая здесь". Скорее всего, речь идет о единственном углублении, расположенном на южной стороне первой вершины. Это наиболее крупная вертикальная лунка естественного происхождения на горе глубиной около 70 см с диаметром 40×25 см, считается полезным опускать в нее больные ноги. 

"Поодаль показывают два круглых углубления в горе; здесь будто бы умывался Соломон; им также приписывают целебное действие, для чего молящиеся опускают в них свои больные головы. Эти углубления имеют форму головы и глубину 20 см; полагается опустить голову в это углубление три раза, чтобы избежать болезни". Диаметр этих углублений действительно составляет 19 и 22 см, о глубине их можно судить только по приведенным выше свидетельствам путешественников, поскольку в советское время их забетонировали. Уж те ли углубления, что были в древности или другие, но для головы тоже есть, но менее почитаемые.

углубление для головы

На снимке выше - углубление для головы, возле которого так же видны петроглифы, а сама выемка хорошо обработана камнерезом и имеет рукотворное происхождение. Ранее из таких луночных камней брали воду и она считалось священной, но в настоящее время брать ее просто опасно, к сожалению. Но, наличие подобные емкостей в камне являет собой значимость и святость данного места. Есть места для лечения ног, но они не столь популярны как те что для рук.

Следующей категорией почитаемых объектов являются наклонные скальные плоскости. Всего подобных покатых плит на Тахт-и-Сулейман насчитывалось 17 штук, однако наибольшей популярностью у паломников пользуется каменная платформа, известная под названием Сигалчик-таш (букв. "гладенький камень") (sygänčiq — "скользкий камень"), который находится на южной стороне первой вершины. Плиту, скат которой составляет около 3 м длиной и чуть менее метра шириной, пересекает неглубокий желоб.

На этом камне, по легенде, сидел сам Сулейман, по другой версии на нем стоял "трон Соломона, с которого он производил свой суд". "Этот камень буквально отполирован суеверными бездетными женщинами, которые скользят животом по наклонной плоскости" записал в своем дневнике исследователь Щербина-Кромаренко в 1896 году. "Мужчины также выполняют ритуал скатывания по плите с целью избавления от болезней спины и/или почек или для профилактики возникновения недуга. Этим обусловлено второе название камня - beltəš (букв. "поясничный камень"). 

Пещеры, крупные гроты или трещины в скалах составляют еще одну разновидность культовых объектов на почитаемой горе. Самые крупные из них имеют свои названия. Например, наименование грота Чилтанхана (Чильтен-хана) связано с особой категорией мусульманских праведников, образ которых распространен по всему Ближнему и Среднему Востоку. Обычно они представляются в виде группы из сорока или сорока одного человека (сорок и один их руководитель, в этой роли часто выступает хаджа Хизр). Они обитают на небе или же выбирают в качестве своего жилища уединенные и отдаленные от людей места (часто пещеры). Их связь с мазаром, по всей видимости, можно также объяснить бытующим у населения Центральной Азии представлением о них как о покровителях брака и деторождения, которые помогают при родах. В Крыму, где тюркский язык за долгие столетия прижился в топографических названиях, также встречается частое упоминание слова "чильтер", связанного в топонимике с числом сорок (Челтер-Коба, Чильтер-Мармара), пересекающееся с другим тюркским словом "кырк", тоже означающим число 40 (Кырк-Азиз). Само число 40 - священно (срок, сорок сороков, сорока) и имеет отношение к вести, изменению. 40 энергоцентров (чакр) у человека отвечают за его взаимодействие с внешним миром и событиями в нем, взаимодействием событий, ощущений и эмоциональных состояний, мыслей и образов, кармических программ...

Другое название данной пещеры - Тешик-таш (букв. "дырявый камень"), по всей видимости, связано с наличием в ней нескольких (трех) входов. К образу чилтанов типологически близок образ чилдух-таран (тадж.-перс.) или кырк-кыз (тюрк.) (букв. "сорок девушек"). По-видимому, видоизмененная форма тюркского варианта - Хуркыз - является названием еще одного почитаемого грота на Тахт-и-Сулейман. Согласно распространенным представлениям, образ кыркыз/чилдух-таран ассоциируется с пещерами, в которых пречистые девы пребывают, посвятив себя Богу. По другим легендам, пещера Хуркыз - место обитания духа гурии (от тадж.-перс. "райская дева", "гурия" и кыз (тюрк.) - девушка). Здесь паломники, большую часть которых в настоящее время составляют женщины, возжигают свечи (ранее использовали лучины) и оставляют монетки в естественных углублениях на стенах и полу грота.

Еще одним из почитаемых мест для паломников является пещера, в которой будто бы жил башмачник Соломона. Это грот Укалат-гар на южной стороне первой вершины. Другое ее название - Чакатамар - происходит от слова чакка ("протекать, капать"): с потолка этой пещеры капала вода, проходившая по капиллярным трещинам горы. Ныне воды уже там нет, но в пещеру попасть можно и даже нужно. Вход - неглубокий грот, в его глубине отверстие, в которое можно проникнуть только ползком. Выход из пещеры - такое же круглое отверстие в шести-семи метрах от входа. Пещера содержала ранее теплую сернистую воду. Говорят, что некий человек отшельником прожил в этой пещере в течение долгого времени и умер в 1230 году хиджры (1814–1815). После его смерти возле его тела из горы пробился источник с целебной водой, помогающей при болезни глаз. В этом гроте имеется естественное углубление, где скапливается вода, и женщины, в надежде иметь потомство и избавится от недугов, ползают по полу грота.

Еще одним почитаемым у женщин местом на горе является место, известное как "Эне бешиги" (букв. эне - "мать", бешик - "детская колыбель, люлька"), представляющем собой нишу в скале, где производят обряды возжигания свечей, читают молитвы и даже оставляют личные предметы, носимые ими. Следует отметить, что традиция оставления предметов, символизирующих символическую связь паломника со святыней и данный посетителем обет, проявляющаяся в первую очередь в привязывании вотивных лоскутов ткани (латта-банд), распространена по всей территории горы. Для этой цели используются ветви деревьев и кустарников, особенно много их на искусственных насаждениях, окаймляющих тропу паломников на южной и северной сторонах Тахт-и-Сулейман.

Среди других пещер, имеющих названия, можно выделить Руша-ункур - самую крупную по размеру, внутри которой в настоящее время устроен музей, и Куйхона - пещеру в виде трещины, имеющую два выхода, ее пол представляет собой скат, возле нижнего выхода выбиты изображения на стене и камне. Во многих святых местах Центральной Азии, в первую очередь тех, которые являют собой примеры переработанных и получивших новое осмысление под влиянием мусульманской религии древних природных культов, обнаруживаются следы почитания четырех сакральных природных форм: камня/земли, огня, воды и дерева.

Я описал в статье лишь самое необходимое, а на месте вы сами сможете разобраться о чем просить и где. Кому интересно - можете еще ознакомиться с описанием этого места и связанного с ней в статьях "Русский Туркестан. История. Люди. Нравы." и "Сулейман-тоо в фотоколлекциях МАЭ". Поэтому, желаю дорогим читателям и будущим посетителям этого священного места исполнения желаемого и Любви. Будьте благословенны))

 

 

 

Просмотров: 838 | Добавил: RVS | Теги: сулейманова гора, кыргызстан, сулайман-тоо, ош | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

   

МЕСТА СИЛЫ И КРЫМ


ГОСТЕВОЙ ДОМ ЛЫКОВА

ЕСТЬ ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Analysis Рейтинг@Mail.ru
ЕДИНОЕ © ДАР МАТЕРИНСТВА | 2015 - 2017 | uCoz