До 1954 года Хуртуях стояла в Сагайской степи - под дождем и снегом. Опасаясь, что памятник древней культуры может разрушиться (все-таки женщина в возрасте - ей около 5 тысяч лет), решили перевезти божество в Хакасский краеведческий музей. Но и там паломничество к матери матерей не прекращалось. Именно в Абакане почему-то изваянию начали мазать сметаной губы. В память от городской жизни на камне так и остались жирные пятна - и смыть их ничем невозможно. К тому же Хуртуях стремительно теряла свое живительное тепло. Сейчас, когда она вернулась в родные места, это тепло опять от нее исходит.
Для сохранения уникальной стелы от агрессивного воздействия окружающей среды над стелой в 2003 году была построена стеклянная юрта. Теперь это - историко-культурный музей "Улуг Хуртуях-Тас". Улуг-Хуртуях-Тас – каменная женская фигура, установленная на территории Аскизского района Республики Хакасии, в «сердце» одноименного ему 35-километрового могильника неподалеку от улуса Анхаков. С Абаканом разделена 127 километрами пути. Деревня Анхаков находится на левобережье Абакана, на расстоянии 15 километров вот села Аскиз. Ближайшая железнодорожная станция Аскиз удалена на 8 километров.
Хуртуях-Тас посещает масса туристов, старообрядцы-тенгриане совершают у нее свои ритуалы, ведь Улуг-Хуртуях-Тас является покровительницей материнства, защитницей и будущих матерей, и бездетных. Именно у этого идола женщины просят о детях. С давних времен жители степей молили «каменную старуху» об исцелении от бесплодия словами: «Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!». Очевидцы утверждают, что чудодейственная сила стелы - далеко не миф.
По легенде, Хуртуях-Тас была реальной женщиной из плоти и крови, количество детей которой достигало 40 (сакральное число)! Время междоусобиц вынудило ее семью бежать: супруг вызвался отвлекать противников, а жена и дети укрылись в безопасном месте. Взмолилась женщина богам с просьбой уберечь ее детей и обратил их бог бусинами, а когда Улус-Хуртуях-Тас добралась до укрытия, то поняла, что бусы порвались и бусины утеряны. Женщина пришла в отчаянье, закричала. Сжалились они и превратили несчастную в покровительницу чужих детей и их матерей. И до сих пор замерев, смотрит она на северо-восток, раскрывая рот в грустной песне, а на ее беременном животе вырезан лик.
Когда каменное божество Улуг Хуртуях Тас снова вернулось в Сагайскую степь, вокруг забили ключи. Рассказывают, звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли. Может, это и сказка, но в нее хочется верить. Хакасы и верят. Местные жители из соседней деревни Анхаков приходят молиться Хуртуях, приносят ей дары.
Впрочем, поклоняются этому древнему божеству и многочисленные приезжие из разных уголков страны - и православные, и мусульмане. Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребенка. И чудо происходит: рассказывают, после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев. У подножия Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос... Сразу понятно, что здесь - не место мужчинам. Это маленький мир только матери и ребенка.
Хакасские менгиры открыл осенью 1722 года известный путешественник Даниил Готлиб Мессершмидт. После полугода, проведенного среди алтайских племен, он прибыл в Хакасию, где случайно наткнулся на поразившую его статую. Каменная стела, под наклоном вкопанная в землю, находилась в часе езды от родового кладбища неподалеку от селения Есь-Бельтыр. Сопровождавшие путешественника хакасы не позволили ученому приблизиться к истукану, прежде чем трижды не объехали его на лошадях, при этом что-то напевая и прихлопывая. Когда Мессершмидт, наконец, внимательно рассмотрел изваяние, то увидел, что оно высечено из серого песчаника, а за спиной у статуи - толстые, сплетенные из конского волоса косы, похожие на те, что носили местные женщины. Позже путешественник узнал, что этот каменный фетиш у хакасов зовется Улуг Хуртуях Тас (переводится как Большая каменная баба, а ближе к сути - Мать всех матерей или Чрево земли) и почитается как старуха-прародительница. В своем дневнике, после бесед с местными жителями, Мессершмидт записал, что хакасы оказывают старухе-статуе большой почет. Самые достойные и уважаемые представители родов и племен в определенные дни месяца приносят к прародительнице пищу, речную гальку и деревянные амулеты, которые, побывав подле менгира, якобы приобретают особую мистическую силу. Также, по воспоминаниям Мессершмидта, у хакасов принято мазать каменные губы старухи-прародительницы жиром, маслом и молоком...
- Подобных изваяний раньше в хакасской степи было несколько сотен, - рассказывает экскурсовод Вероника Уптышева. - У одного божества язычники просили богатства, у другого - покровительства в делах, а у Улуг Хуртуях Тас - детей. Она - символ плодородия, помощник для беременных женщин, рожениц и маленьких детей.
Считается, чтобы забеременеть, надо обойти Хуртуях три раза в сторону движения Солнца, разбрызгать на четыре стороны света что-нибудь молочное, а затем поставить перед ней еду и обратиться с просьбой. Кроме того, женщины оставляют каменной бабе свои украшения, а затем забирают их и носят.
Лишь спустя 250 лет после открытия хакасских менгиров они всерьез заинтересовали ученых. В конце 70-х годов прошлого века группа исследователей из Хакасского научно-исследовательского института языка, истории и литературы приступила к изучению этих культовых объектов, которое проводилось последующие два десятилетия. На территории Боградского, Аскизского и Усть-Абаканского районов Хакасии было открыто три места скопления древних менгиров, которые преподнесли ученым немало удивительных сюрпризов.
В частности, удалось выяснить, что менгиры с 34-го километра трассы Абакан-Аскиз стояли там, где полторы тысячи лет назад находился так называемый Малый дворец древнехакасского царства. С этим дворцом у хакасов издавна связано немало легенд и преданий. Согласно одному из них, правителями хакасского народа в стенах своей резиденции был спрятан огромный клад, охранять который заставили лучших воинов, превращенных придворным шаманом в безмолвные и грозные каменные статуи.
В Усть-Абаканском районе, у изваяний под названием Большие ворота, в торцевых сторонах выбиты контуры человеческих тел, от голов которых в разные стороны отходят по три луча. А в правом каменном монолите имеется углубление для рук, ног, головы и туловища. Эта форма образовалось, как предполагают ученые, в результате многовековой традиции местного населения - при совершении магических ритуалов тереться телами о камень.
Исследователи неоднократно оказывались свидетелями необычных явлений вблизи сакральных камней-менгиров. В частности, регулярно фиксировали существенное отставание механических и электронных часов, сбои в работе электромагнитной аппаратуры. Разряженные батарейки карманных фонариков, пролежавшие рядом с менгиром более часа, по необъяснимой причине вновь становились «гожими».
Немало интересного ученые отмечали и в собственном самочувствии. Так, уже через 10-15 минут пребывания рядом с менгирами у людей проходила головная или зубная боль, затягивались раны и порезы. У некоторых наблюдалось чувство легкой эйфории, повышалось настроение и работоспособность, быстро проходила усталость. Исследователи, страдавшие близорукостью, с восторгом отмечали повышение остроты зрения. У краснодарского геофизика Андрея М., работавшего в составе объединенной экспедиции в Аскизском районе Хакасии в 1980 году, бесследно прошла астма, мучившая его не один десяток лет.
Предания местных жителей красочно описывают многочисленные факты волшебных исцелений людей, сходивших на поклон к менгирам. Однако существует еще целый ряд легенд и реальных свидетельств, рассказывающих о других чудесах, источниками которых стали древние менгиры. Так, старожилы деревни Кубай, расположенной неподалеку от знаменитых Больших ворот, вспоминают, как эти ворота в 1939 году... закрылись. В один из летних дней задрожала земля, в воздух поднялись облака пыли, а когда они рассеялись, люди увидели, что проход шириной в несколько метров затянуло серой прочной перегородкой. Об нее потом, как повествуют легенды, ударялись и разбивались птицы.
А в начале 50-х годов прошлого века вдруг заговорила старуха-прародительница Улуг Хуртуях Тас. Ее рокочущий, идущий словно из-под земли голос слышали жители многих окрестных селений. Это загадочное явление было воспринято хакасами как выказывание каменным идолом своего недовольства. Уже на другой день десятки старейшин и шаманов пришли поклониться древнему изваянию, принеся ему щедрые дары.
До сих пор ходят разговоры и о еще одном удивительном событии - о появлении в конце XIX века в Боградском районе Хакасии белого камня-менгира. Говорят, что однажды старейшины племен увидели яркий свет, поднимавшийся к небу из-за реки Таштып. Шаманы поселков, немедленно собравшиеся на свой сход, истолковали это явление как милость духов земли и отправили троих представителей к месту, откуда свет исходил. Посланцы-шаманы вернулись лишь через месяц. Они с радостью объявили, что нашли священный камень, который исцеляет, дарит молодость и помогает общаться с духами...
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
+79788543956 (viber, whatsapp)
Руслан Стойчев